Регулировка секционных ворот своими руками
Всех, у кого в гараже установлены секционные ворота, заинтересует вопрос их самостоятельной регулировки. Процедура весьма проста, не занимает много времени, поэтому можно справиться своими силами, сэкономив средства на вызов мастера. При проведении работ важно знать, для чего проводится отладка конкретной детали или узла, тогда получится настроить ворота индивидуально с учётом способа их монтажа, размера, типа и установленной автоматики.
Содержание
Правила и техника регулировки секционных ворот
При использовании и ремонте конструкции следует принять во внимание ряд правил:
- Нарушение геометрической составляющей ворот (перекос самого полотна) требует немедленной корректировки. В противном случае произойдёт стремительный износ всех составляющих конструкции, и придётся менять её на новую.
- Важно выполнять правильную настройку балансировки для механизма закрывания и открывания. При допущении ошибок нагрузка на всю конструкцию будет чрезмерной, что может привести к обрыву троса или поломке остальных деталей.
- Необходимо применять для монтажа и регулировки гаражных ворот только высококачественные материалы — от этого зависит функциональность и срок службы изделий.
Прежде чем приступить к ремонту, следует разобраться, как работает конструкция. Чаще всего она состоит из 4-6 секций, которые соединены шарнирами. При открывании полотна секции сдвигаются вверх, накладываются друг на друга. Их движение осуществляется за счёт вращающихся барабанов и наматывающихся тросов. Равновесие достигается благодаря пружинам. Продольно раме, под потолком, размещаются направляющие, обеспечивающие скольжение панелей.
Регулировку подъёмных ворот рекомендуется выполнять сразу после их установки. Затем следует периодически проверять конструкцию на перекосы, провисания. Это позволит увеличить срок эксплуатации изделия.
Регулировка роликов
Первое, на что стоит обратить внимание при регулировке ворот — положение опорных роликов. На них ложится основная нагрузка в процессе эксплуатации конструкции, они в большей мере подвержены износу. На неисправность детали указывает сторонний шум.
В рабочем состоянии плоскость рамы размещена под небольшим углом относительно вертикали проёма. К секциям периметр проёма примыкает посредством уплотнителей. Так достигается герметичность по бокам и сверху. Клинообразное схождение плоскостей секций и проёма усиливает прижим. Подстройка роликообразных боковых петель обеспечивает прижим к уплотнителю. Чтобы отрегулировать ролики, необходимо отпустить гайки его крепления, а затем двигать вперёд и назад. Подстройка осуществляется каждой петлей по направлению снизу вверх поочерёдно.
Особенное внимание стоит уделить настройке верхних роликов — с их помощью происходит прилегание верхней секции к проёму и горизонтальному верхнему уплотнителю. Проверить их положение несложно: необходимо закрыть ворота и выключить в гараже свет. При плохом прилегании на притолоке заметен свет с улицы. Ролики в этом случае стоит затянуть для устранения зазора и предотвращения потери тепла.
После регулирования роликов следует смазать их силиконовых спреем либо графитовой или тефлоновой смазкой. Нельзя применять такие смазки, как солидол и литол — они способствуют накоплению пыли и грязи, что приводит к разрушению деталей. Рекомендуется также обработать резиновый уплотнитель для повышения гибкости и эластичности, улучшения скольжения.
Люфт роликов должен составлять 1-1,5 см. Если люфт отсутствует, а ролик зажат, его необходимо ослабить. Это требуется для снижения износа уплотнителя, с которым соприкасается панель, а также подшипника ролика снаружи. При слишком большом люфте ролик нужно отрегулировать. Если значение превышает 1,5 см, происходит образование зазоров и щелей между проёмом и полотном ворот в закрытом состоянии. А так быть не должно.
Вылет роликов
Если после регулировки секционных ворот конструкция занимает левое или правое положение, которые резко выражено, нужно достичь центрирования секций. Для этого подбирается подходящая по длине втулка, устанавливается со стороны зазора на любой шток сбоку. Понадобится расположить полотно в почти закрытом состоянии, сместить руками на центр, чтобы втулка не препятствовала возвращению ролика обратно.
Регулировка троса
Равномерное расположение достигается путём ослабления поочерёдно правового и левого троса. Того же самого можно достичь при относительном смещении долей соединительно муфты.
Проверка натяжения тросов
Тросы при опущенных воротах должны быть натянуты и не болтаться. Для проверки необходимо открыть и закрыть конструкцию вручную. Тросы не должны в процессе работы механизма задевать полотно или другие элементы. Если при закрытых секционных воротах трос болтается, это указывает на неправильную балансировку.
Для регулировки натяжения троса следует поднять полотно наполовину и приложить на створку уровень. Инструмент покажет искривление полотна (значение не на «нуле») при ослаблении одного троса. Чтобы это исправить, необходимо осторожно ослабить болты, которые стягивают муфту. Затем взяться руками за обе половины вала, провернуть часть, где ослаблен трос до той позиции, пока уровень не покажет «ноль». Далее нужно затянуть соединительные болты муфты до изначального положения. Важно проверить, чтобы после затяжки муфты центровка вала не была нарушена.
Натяжение тросов с разрезным валом
Для регулировки троса с разрезным валом необходимо выполнить следующее:
- Закрепить нижние кронштейны.
- Установить шпонки на секции.
- Зафиксировать барабан посредством затягивания установочного винта.
- Повернуть вал. Поворачивать данный элемент нужно до тех пор, пока провисание не перестанет быть визуально заметным. Для натяжения троса пружины следует прокрутить 1,5-2 оборота. После того как затянутся пружины, необходимо затянуть болты натяжных наконечников.
Если конструкция продолжает провисать, требуется применить способ взаимного поворота валов. Понадобится ослабить затяжные болты муфты. Далее повернуть вал, размещённый с провисающей стороны секционных ворот, одновременно следя за сохранением положения второго вала.
Натяжение тросов с неразрезным валом
При оснащении конструкции неразрезным валом последовательность действий будет такой:
- Поднять рабочую панель и в приподнятом положении зафиксировать её. Это требуется для ослабления натянутого троса.
- Открутить винт, который фиксирует трос в барабане.
- Регулировать длину на необходимую величину. При провисании троса рабочую длину потребуется сделать меньше.
- Затянуть винт, фиксирующий трос.
- Вернуть панель на место.
- Проверить состояние конструкции — она не должна провисать.
Если регулировка тросов секционных ворот прошла успешно, изделие не провисает, то дополнительных действий не потребуется. При необходимости перечисленные манипуляции придётся повторить, не забывая натягивать тросы одинаково.
Регулировка пружины
Регулировка пружины секционных ворот выполнятся просто. Что нужно делать:
- Открутить болты (крепёжные элементы).
- Проверить пружину на 1-3 оборота (количество оборотов зависит от конкретного случая).
- Закрутить болтовой крепёж.
На этом процедура завершена.
Вертикальные направляющие
Такая настройка секционных ворот должна осуществляться в процессе монтажа. С помощью отвеса или лазерного уровня можно легко выявить отклонение от вертикали. Производителем предусмотрены продолговатые отверстия креплений для изменения положения угла направляющей. Необходимо ослабить крепёж по высоте, изменить расположение в пространстве. Если поверхность примыкания неровная, компенсировать искажения рельефа можно посредством силы прижимания крепежа.
Верхние, горизонтальные направляющие
Чаще всего геометрия конструкции задаётся при монтаже. Но если при подъёме полотно смещается, придётся регулировать верхние направляющие. Для работы понадобится стремянка, лазерный нивелир, строительный уровень, слесарный инструмент. Необходимо начать с уголка верхнего желоба относительно горизонта. Какой именно угол наклона нужно выдерживать, указывается в производственной документации. Среднее значение — 5-7 градусов. В случае оснащения механизма потолочным приводом, данную настройку можно опустить. Достаточно убедиться, что горизонтальные направляющие идут строго параллельно.
Существует 2 варианта проверки:
- При помощи лазерного уровня 3D. Нужно отметить одинаковое расстояние (L) для получения 90-градусной ориентации. Получится выставить без ошибок обе горизонтальные направляющие.
- С помощью обычной рулетки. Нужно добиться одинаковых диагоналей L.
Регулирование электропривода
Настройка электрического привода гаражных ворот начинается с проверки натяжения армированного ремня или цепи. При плохом натяжении цепь провисает из рейки, что заметно визуально. Для натяжки нужно затянуть регулировочную гайку, но не до предела, так как допускается незначительное провисание в корпусе рейки в состоянии покоя.
Далее следует запрограммировать первоначальные настройки автоматики, как при запуске впервые. Система заново рассчитает усилия, требуемое для движения полотна, запомнит, как надо поднимать и опускать конструкцию для полного закрывания. Также произойдут автоматические настройки плавного пуска, замедления в конце перемещения створки. Программирование автоматики осуществляется по-разному, в зависимости от модели и производителя. Инструкция и описание процедуры присутствует в технической документации к изделию.